Пожарный аудит

Независимая оценка рисков  (либо аудит пожарной безопасности, равнозначность терминов устанавливает ст. 144 ФЗ №123) – осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательской деятельности по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах защиты. 

 

 

Это важно: В соответствии с Приказом МЧС от 01.10.07 г № 517 п.25. При планировании (проверок) учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются. 

 

 

Законодательное обоснование аудита пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в статье 144. «Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности» следующим образом допускает оценивать пожарную безопасность объекта: Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: … независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Таким образом, наряду с декларированием пожарной безопасности, Государственным пожарным надзором, экспертизой и т.п. является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (статья 144 ФЗ № 123). Независимая оценка риска (аудит пожарной безопасности)– это комплекс мероприятий по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. С общегосударственных позиций, роль аудита пожарной безопасности следующая: 

• регулирование взаимоотношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами;

• создание открытой и прозрачной система контроля состояния объектов различного назначения;

• освобождение государственных надзорных органов от излишний функций.

Независимая оценка рисков является элементом системы независимой оценки рисков – совокупности участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков. Задачами Системы независимой оценки рисков являются: 

• установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением; 

• организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков; 

• организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты; 

• организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков. 

Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, функционирование которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами. Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

 • проверку разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта защиты; 

• анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 

• анализ технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объекта защиты, представляющих потенциальную опасность; 

• анализ результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, содержащихся в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларации безопасности гидротехнического сооружения, паспорте безопасности опасного объекта, разделах «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» проекта строительства объекта защиты и др. При отсутствии указанных документов экспертная организация осуществляет прогнозирование чрезвычайных ситуаций на объекте защиты самостоятельно; 

• проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям;

• проверку документального и фактического соответствия объектов гражданской обороны, систем управления и оповещения гражданской обороны установленным требованиям; 

• проверку документального и фактического соответствия систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта защиты установленным требованиям; 

• проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами; 

• проверку полноты и своевременности выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 

• анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в т.ч. нештатных аварийно-спасательных формирований, в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны; 

• проверку наличия и состояния резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 

• проверку состояния защитных сооружений гражданской обороны и их готовности к приему укрываемых; 

• проверку наличия, использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения; 

• анализ риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты с учетом фактического состояния систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, сравнение полученных значений риска с предельно допустимым уровнем риска, установленным для указанного объекта; 

• разработка рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты. 

По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией подготавливается и направляется заказчику два экземпляра заключения о независимой оценке рисков и соответствии объекта защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, один из которых заказчик направляет в соответствующий орган МЧС по субъекту Российской Федерации. 

При выявлении в ходе независимой оценки рисков отступлений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экспертная организация направляет соответствующую информацию в орган МЧС по субъекту Российской Федерации. Заказчик независимой оценки рисков, получивший заключение, содержащее перечень нарушений требований безопасности и предложения по устранению выявленных нарушений, в срок, не позднее трех месяцев с момента получения заключения, уведомляет экспертную организацию и соответствующий орган МЧС по субъекту Российской Федерации, о принятых мерах по устранению указанных нарушений.